Важное

История

В России

Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией; а также живым и неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х годах (сочинённые Павлом Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957), положившего начало туристической песне: «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и др. Особая судьба сложилась у песен Евгения Аграновича, который начал их сочинять с 1938 года.

Песни этого поколения были малоотличимы от звучавших по официальным каналам и часто писались перетекстовкой уже известной мелодии: например, классикой туристской и авторской песни считается «Баксанская» — песня, написанная воинами-альпинистами зимой 1943 года на мелодию известного танго Б. Терентьева «Пусть дни проходят». Но совершенно также написаны:

  • всенародно известная песня «Синий платочек» (первый вариант текста, написанный профессиональным композитором, вскоре сменился «народным», который и разошёлся по всей стране);
  • символ блокадного Ленинграда «Волховская застольная» (на мелодию песни «Наш тост»).

Чаще всего (хотя и не всегда) исполнители песен жанра «авторская песня» являются одновременно авторами и стихов, и музыки.

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде — в частности, на биологическом факультете МГУ(известнейшими авторами этой плеяды стали Ген Шангин-БерезовскийД. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. ВизборЮлий КимАда Якушева).

Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни:

Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали:

В 80-х и 90-х к ним добавились:

Михаил Щербаков, Олег МитяевЛюбовь Захарченко, творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»), Александр Розенбаум.