СМИ о нас: Анна Мара,одна из создателей студии «Светлое будущее» Фонда Олега Митяева: «Мы приходим дать им то, что бесценно: наши знания, человеческое внимание и тепло»

March 10, 2016

СМИ о нас

 

Оригинал материала Агенство новостей chelyabinsk.ru: Анна Мара,одна из создателей студии «Светлое будущее» Фонда Олега Митяева: «Мы приходим дать им то, что бесценно: наши знания, человеческое внимание и тепло»

 

Дети поют, замечательно поют, но лица их слушателей словно инеем покрыты. Ноль эмоций. Это женщины, отбывающие срок в колонии, и их родившиеся в неволе малыши. Постепенно, нота за нотой, детское пение пробивает эту ледяную корку. А когда маленькие артисты выводят в хоровод маленьких зрителей, все вдруг меняется кардинально – женские лица становятся материнскими, глаза излучают любовь и тепло. Невероятно выразителен этот эпизод из фильма, рассказывающего о студии «Светлое будущее» Фонда Олега Митяева. О буднях и первых успехах этого проекта, о том, могут ли благотворительностью заниматься сами дети, мы говорим с одним из создателей уникальной студии, педагогом Анной Мара.

Желание делиться

– Анна, вы стали волонтером в середине 90-х. Можете сравнить те времена с днем сегодняшним? Что изменилось?

– Тогда, в середине 90-х, все начиналось стихийно. С желания людей, которые почувствовали, что жить надо, делясь с другими тем, чем можешь поделиться. Мы с мужем тогда помогали беспризорникам, которых немало появилось на улицах Москвы. Потом переехали в Пермь. У нас была команда из восьми иностранцев, в этой группе я была единственной русской. Мы собирали продукты и одежду для детских домов, стремились заставить органы власти решать проблемы беспризорников. Много чего делали.

 

А сейчас этот стихийный процесс стал обретать понятные, чёткие рамки. Сегодня созданы условия для того, чтобы можно было делать добрые дела грамотно, эффективно. Наш проект «Светлое будущее» успешен, потому что есть некоммерческое партнерство – Фонд Олега Митяева как некоммерческая организация и Дворец пионеров и школьников имени Крупской как муниципальная организация. Сейчас государство поощряет такие тандемы. И наш опыт подтверждает, что это путь верный и эффективный. У фонда есть идеи и спонсоры – прекрасные серьезные люди, которым не чужды вопросы воспитания подрастающего поколения, и они это тоже делают по зову души. А дворец пионеров – прекрасная площадка для осуществления такого проекта. Нам выделены аудитории для занятий, на сцене дворца проходят наши концерты и встречи с друзьями фонда – музыкантами, артистами, известными людьми.

– С какими детьми вы работаете?

– С детьми, в семьях которых доход ниже прожиточного минимума, с детьми из неполных семей, с воспитанниками детских домов и реабилитационных центров… всего 130 детей. Мы обучаем их вокалу и сценическому движению, у них есть свое телевидение СОМ-ТВ, для которого они готовят передачи благотворительной направленности. Они рассказывают сверстникам, чем можно заняться в 12-15 лет. Еще есть наш сайт, где все это дублируется.

– Вы делаете телепрограммы?

– Есть несколько авторских передач. «Влог» (видеоблог), где наши дети выступают участниками различных благотворительных или культурных мероприятий и рассказывают о них. Есть передача, которая называется «Всё настоящее – детям». Ведущий этой передачи Семен приходит к знаменитостям, приезжающим в наш город, и задает им 10 вопросов. Он спрашивает о том, что волнует сегодняшних 15-летних молодых людей. Последнее интервью было с Борисом Гребенщиковым.

– Свое телевидение – это попытка расширить границы влияния?

– Можно и так сказать. Мы развивались гармонично, исходя из интересов детей. Первое, что пришло на ум, научить их петь, потому что все мы умеем это делать. Поэтому сначала открыли вокальное отделение, набрали хор, это были маленькие дети. Педагогом-хормейстером стала неутомимая Татьяна Шалагинова, а концертмейстерами – Светлана Солодова и мой муж, музыкант и педагог Джесси Мара. А когда решили работать с подростками, то подумали, что заинтересовать их только хором будет сложно, поэтому набрали группу актерского мастерства, чтобы раскрепостить ребят, понять, кто на что способен. И предложили им заниматься либо уличным театром, либо попробовать себя на телевидении. 60 воспитанников студии сейчас увлечены этим направлением. Постепенно штат педагогов вырос, сегодня это 15 замечательных специалистов своего дела. Студия существует уже пять лет, через нее прошли более 250 детей (500 – это семьи целиком). Но наша основная задача неизменна – мотивировать детей к творчеству и к благотворительности.

Прежними уже не будут

– Расскажите о главных успехах студии.

– Не надо забывать, что мы работаем со сложными детьми. И особенно важно было в первые месяцы нашей работы – их удержать. А сегодня у студии есть уже свои выпускники, которые только-только начинают студенческую жизнь в техникумах, училищах; есть мальчик, который поступил в ЮУрГИИ на актерский факультет – как-то мы повлияли на выбор профессии. И они постоянно прибегают нам помогать. В этом году выпускается группа 11-классников, мы их уже перевели на свободный график посещения, понимая, что у них экзамены.

И есть у нас сегодня дети, которые занимаются в уникальном коллективе, он называется «Мировые песни». И по составу, и по репертуару это интернациональный коллектив, они поют на разных языках мира. С ними работает прекрасная команда педагогов. Например, Светлана Андриянова, которая подготовила не одну плеяду вокалистов, Владимир Батраков – прекрасный аранжировщик. Это была идея Олега Митяева, чтобы мы говорили с детьми о диалоге культур. Поэтому сегодня у нас не только инклюзивное образование, но еще и интернациональный коллектив.

 
 

Но особенно радует то, что прежними эти дети уже не будут, потому что столько позитивного влияния на них оказывают наши педагоги. Как сухой попкорн взрывается в микроволновке и обретает новый вид, вкус и запах, так преобразовывается и сознание ребенка, когда он занимается в нашей студии. Он начинает понимать, что в мире столько всего интересного! И все это ему доступно! Значит, он чего-то стоит, он не ничтожество.

– Были случаи, когда дети уходили от вас?

– Их значительно меньше, чем тех, кто остается, но каждый уход ты всегда рассматриваешь как личное поражение. С другой стороны, я понимаю (у меня 20-летний опыт в педагогике), что не все одинаковы, не у всех получается работать в системе. Сложнее всего пережить уход тех детей, которые возвращаются на улицу. Но мы не сдаемся, мы продолжаем следить за их судьбой, мы все про них знаем, стараемся придумать другие способы взаимодействия с ними, предложить что-то другое. У нас есть не только вокальное и актерское мастерство, не только телевидение, английский язык и мировая культура, не только этико-эстетический гуманитарный курс, но и школа благотворителей. Плюс дети участвуют в масштабных мероприятиях: в Ильменском фестивале, в церемонии вручения премии «Светлое прошлое», где они работают волонтерами.

Не только права, но и обязанности

– Школа благотворителей – это что?

– Мы с мужем работали и с одаренными детьми, и с детьми, оказавшимися в трудной ситуации. И сегодня мы уверены, когда речь идет о детях с трудной судьбой, то прежде всего надо решать вопросы воспитания. Это важнее всего, хотя и труднее. Например, очень часто у детей, которых, скажем, предали собственные родители, которые воспитываются в детском доме, вырабатывается потребительское сознание: им все должны. Это вполне объяснимо – они не получили всего того, что должны были получить. И это бездонный колодец. Но эмоционально мы можем его наполнить. Не только тем, что мы поймем каждого ребенка, посочувствуем ему, отогреем своим теплом, но и тем, что мы его научим делу: ты должен, ты можешь, и есть вопросы, которые ты обязан решать. Нужно говорить этим детям, что у них есть права, но есть и обязанности. Потребительское отношение переломить сложнее всего, вот для чего была придумана школа благотворителей, где заглавными буквами написано «творителей», потому что они сами творят это благо.

– Вы учите их помогать другим?

– Да, мы изначально говорили о том, что надо не рыбу им дать, а надо научить их ловить рыбу, научить настойчивости, терпению, старанию, дисциплине, ответственности. Это очень сильно развивает детей. Наша первая задача – дать им гуманитарное образование и воспитание – то, чего сейчас школы делать, к сожалению, не успевают. Где-то хотят это делать, но нет возможности углубляться в это как Макаренко. У нас такая возможность есть и мы стараемся. И наше гуманитарное образование зиждется на том, что мы учим их делать добро.

У ребят есть несколько собственных проектов, они сами их придумали. Мы научили их, как составить план, смету, как сделать, чтобы это было действенно и регулярно. Не просто собрать игрушки и отнести их в детский дом, а подружиться с детдомовцами и вместе с ними сделать хорошее дело, например, для центра помощи особенным детям «Звездный дождь», а потом вместе с этим центром сделать что-то особенное для других детей… То есть дружба основана на правиле: все делаем вместе.

Другой проект – «Перо надежды», где наши дети работают почтальонами. Ребята придумали почту между детьми, которые лежат в онкогематологическом отделении и воспитанниками детского дома, которые страдают ВИЧ-инфекцией. Эти дети не могут встретиться в жизни, но они могут переписываться. Раз в неделю наши ребята приходят в детский дом, собирают почту, все регистрируют в журнале, сворачивают треугольники, ставят печати. Потом эти письма отвозят в больницу. Там забирают ответные письма, помогают написать ответы самым маленьким…

– То есть студийцы начинают себя чувствовать немножко взрослыми?

– Конечно, хотя мы всегда рядом с ними. При этом ребята знают, сколько стоят бахилы и маски, сами все закупают, ведут смету. Делают это по очереди. В конечном итоге, они могут научить других быть благотворителями. В нашей школе благотворителей есть краткий курс (два месяца) обучения, где ребята учатся быть волонтерами, знакомятся с неким кодексом волонтера, с этикетом, функционалом. И есть курс, где дети учатся самостоятельно придумывать благотворительные проекты и подавать заявки на гранты Фонда Олега Митяева в рамках проекта «Мировые дети». Мы учим их, как составить заявку на грант, как отчитаться за полученные деньги.

– Таким образом, в вашем проекте задействовано уже больше чем 130 детей?

– Это правда. Школа благотворителей выпустила уже два курса, на одном занимались 30 воспитанников Детского общественного совета при уполномоченном по правам ребенка, второй курс – 25 учеников 48-й челябинской гимназии. И теперь они вместе с нами работают волонтерами. На наших открытых уроках, которые мы дважды проводили в Челябинске, а также в Миассе, в Долгодеревенском, в Златоусте, побывало немало детей. Они также подают заявки на гранты и реализуют свои проекты. Могу сказать, что вместе с нами уже около трех тысяч ребят работают в этом проекте. И это здорово. А на творческие встречи с Олегом Митяевым, с его друзьями мы всегда приглашаем весь город.

Больше, чем игра

– Непочатый край работы, как в этом не утонуть?

– Хочется объять необъятное. Невозможно отказаться от новых хороших идей, и мы редко отказываемся. Много хороших идей рождается у Олега Митяева, у руководителей фонда, и все это несет пользу нашим детям. В этом году мы будем вновь принимать участие в организации детской площадки на Ильменском фестивале. Безусловно, фестиваль в последнее время развернулся лицом к детям. Все дети, которые были на фестивале в прошлом году, приняли участие в съемках клипа Олега Митяева «Куда пойти учиться» и во флэшмобе с запуском шаров. Было много места выделено для детей на главной сцене фестиваля. И все это помогают организовать наши ребята и педагоги студии.

– Для детей это праздник?

– Еще бы! Уже сейчас начинается соревнование, кто поедет на Ильменку. Потому что нужно обладать серьезным уровнем ответственности, потому что каждый ребенок отвечает за какое-то дело, все расписано. Конечно, мы их страхуем, но тем не менее для них это больше, чем игра. Это серьезное дело и большая честь. Только так и можно вырасти инициативным, ответственным человеком. Всем детским вещам они научатся и без нас. Конечно, мы работаем с ними как с детьми, мажем зеленкой разбитые коленки, водим за руку, беспокоимся о них. Но сегодня со старшими детьми уже не надо нянчиться, они многое могут и хотят делать сами. Главное, что требуется от нас, вовремя поднимать планку, иначе им станет скучно.

– Они мечтают стать педагогами?

– Многие говорят о том, что станут педагогами, что мечтают быть нужными, что хотят вернуться в студию работать с детьми. И это уже исполнение нашей мечты.