Михаил Казиник и театр «Пиано»: «Гоголевское» в музыке и на сцене

 

30 сентября 2013 года участник нашей Ассоциации театр «Пиано» (художественный руководитель В. Чикишев)  принял участие в вечере Михаила Казиника в Кремлевском концертном зале Нижегородской филармонии им.М.Ростроповича. Программу этого вечера Михаил Семенович назвал «Гоголевское в музыке». По его словам то, как дети-актёры театра «Пиано» играют на сцене, очень созвучно и самому «гоголевскому юмору» и потоку музыкального развития этой темы в произведениях прекрасных российских композиторов.
Комментирует Михаил Казиник:
 - То, что делают эти дети – это на уровне высочайшего искусства. Каждое их движение! Более того, есть режиссура и есть свобода. Я не знаю, в какой пропорции делятся режиссура и свобода, детей так раскрепостили, что они владеют своими телами на уровне философии, на уровне тайного знания. И все то, что происходит в сочетании музыки, цвета, движения у глухих детей – это на уровне высочайшего обращения ко вселенной. Я решил сегодня начать именно с номера театра «Пиано» не просто так. Дело в том, что здесь я усматриваю, как никогда, великое Гоголевское начало. Это улыбка сквозь слезы, это слезы на улыбающемся лице, это невиданная радость и печаль, это свобода и ее ограничение, это открытие и взлет, взрыв фантазии в несколько минут, музыка того, что может человеческое тело.
После выступления театра Михаил Казиник обратился к детям-актёрам:
- Вы способны передать то, что не могут сказать никакие слова. Слова всегда меньше, чем движение и чувства. И то, что вы сейчас успели за несколько минут сказать людям в этом зале – это очень, очень много. Вы сделали людей сегодня счастливее, радостнее, и они еще больше верят в то, что человек безграничен в своих возможностях. Спасибо! Я думаю, что вы почувствовали, почему перед «гоголевским» в искусстве мы показали вам этот практически фрагмент из неореализма, из Феллини, из вечной идеи клоунады и любви, поэзии и надежды.

 

30 сентября 2013 года участник нашей Ассоциации театр «Пиано» (художественный руководитель В. Чикишев)  принял участие в вечере Михаила Казиника в Кремлевском концертном зале Нижегородской филармонии им.М.Ростроповича. Программу этого вечера Михаил Семенович назвал «Гоголевское в музыке». По его словам то, как дети-актёры театра «Пиано» играют на сцене, очень созвучно и самому «гоголевскому юмору» и потоку музыкального развития этой темы в произведениях прекрасных российских композиторов.

Комментирует Михаил Казиник:

 - То, что делают эти дети – это на уровне высочайшего искусства. Каждое их движение! Более того, есть режиссура и есть свобода. Я не знаю, в какой пропорции делятся режиссура и свобода, детей так раскрепостили, что они владеют своими телами на уровне философии, на уровне тайного знания. И все то, что происходит в сочетании музыки, цвета, движения у глухих детей – это на уровне высочайшего обращения ко вселенной. Я решил сегодня начать именно с номера театра «Пиано» не просто так. Дело в том, что здесь я усматриваю, как никогда, великое Гоголевское начало. Это улыбка сквозь слезы, это слезы на улыбающемся лице, это невиданная радость и печаль, это свобода и ее ограничение, это открытие и взлет, взрыв фантазии в несколько минут, музыка того, что может человеческое тело.

 

После выступления театра Михаил Казиник обратился к детям-актёрам:

- Вы способны передать то, что не могут сказать никакие слова. Слова всегда меньше, чем движение и чувства. И то, что вы сейчас успели за несколько минут сказать людям в этом зале – это очень, очень много. Вы сделали людей сегодня счастливее, радостнее, и они еще больше верят в то, что человек безграничен в своих возможностях. Спасибо! Я думаю, что вы почувствовали, почему перед «гоголевским» в искусстве мы показали вам этот практически фрагмент из неореализма, из Феллини, из вечной идеи клоунады и любви, поэзии и надежды.

Владимир Чикишев, директор школы-интерната для глухих детей, художественный руководитель детского театра "Пиано" по скайпу:

Михаил Семёнович выбрал музыку не простую. Она очень структурирована, она драматургична, насыщенна. Наши дети музыки не слышат. И невозможно рассчитывать на то, что они каким –то образом почувствуют ее тональность. Можно почувствовать только магические элементы. И времени на подготовку у нас было не так много, всего лишь один месяц, к началу сентября.

Михаил Семёнович Казиник. Такой не очень тёплый зал в филармонии. Холодно. Люди некоторые даже в одежде сидят. И такая у людей любовь к музыке. Люди любят Михаила Семёновича, всё время собираются полные залы. Люди, несмотря ни на что, приходят, и верят, и доверяют. И он каждый раз предлагает им что-нибудь новое, в том числе из жизни города: вдруг он прочитает необычайно талантливое стихотворение ректора или декана какого-нибудь нашего университета.  Он - центр притяжения людей, влюбленных в искусство, музыку, педагогику.

Он каждый раз умудряется всё органично свести в музыку. Это музыкальное послевкусие потрясающе. Михаил Семёнович был у нас в гостях, мы съездили в Городецк – древнейший город области, где похоронен Александр Невский. Мы эти два дня видели одного человека, а на сцене видели совершенно другого человека. И я тогда понял, что палитра его красок, его искр, его интеллектуальный фейерверк он безграничен!

Михаил Семёнович ещё и выступил до выступления наших детей, и после! Лучше него я, конечно же, не могу сказать. Он впервые так правильно обозначил контекст выступления. Ведь мы - театр «Пиано». И в нашем выступлении есть музыка. В музыке всегда есть некий выход в пространство, в мироздание . Связь с судьбой!

Он правильно сказал, что если бы мы жили в другой стране, то учёные давно писали бы о нас труды! А тут мы сами как учёные, для нас самих очень важно понять, что мы можем сделать для этих детей. И удивительные вещи творить, как и Михаил Семёнович, как и вы, челябинцы! И связывается это всё какой-то важной невидимой ниточкой. Страна живёт своей жизнью, политики – своей жизнью, экономика – своей. А дети живут ощущением детства. Они впитывают всё это! И все эти первичные, животворные потоки любви дают им возможность прорастать. Конечно, это важно для всех! И кто-то должен этим заниматься. И слава богу, всегда есть такие люди.

А на этом концерте вообще произошла очень интересная вещи. Наши дети всегда после выступления упархивают и всё. А Михаил Семёнович после выступления ещё раз пригласил детей на сцену, такого никогда не было, и еще раз через переводчика-педагога сказал про их уникальность, про индивидуальность, про личную неповторимость каждого ребёнка, и это для них чрезвычайно важно.  

 У Михаила Семёновича очень важно понятие гениальности, как диалога с судьбой. Диалога гения с мирозданием, с человечеством, с цивилизацией, ведь они выстроены из отдельных личностей. И крайне важно в каждом ребёнке видеть будущего гения. Потому что никто не знает наперёд, никто не знает...  И нужно знать, что мы не одни в этом мире, чтобы чувствовать этот пульс сердец.

А расстояние вообще роли не играет. «Всё настоящее - детям» – это придуманный формат, естественно пропитанный любовью, желанием совершить что-то важное для детей. Как важно помнить, что любые усилия такого рода всё равно ведут к какому-то пониманию, что в мире нет границ. Как никогда сейчас в современном мире мы можем сделать очень многое для детей.  Связать, скрепить, укрепить в понимании людей важность участия в жизни детей!

 Михаил Семёнович крайней важный человек для этого мира, и для детей. И от всех желаем ему, конечно же, здоровья, сил!

Сложно говорить ещё, связывать мысли. Я ещё под сильным впечатлением. Думаю, что моя жизнь, в какой-то мере, раскололась до и после этих трёх вечеров!"