Программа Шалагиновой Т.А. (2 года)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Хоровое пение»
Автор: Шалагинова Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования детей 
высшей квалификационной категории

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Хоровое пение»

 

Автор: Шалагинова Татьяна Александровна

педагог дополнительного образования детей 

высшей квалификационной категории

 

Скачать программу 

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

1.  Пояснительная записка 

2.  Методические рекомендации 

3. Содержание программы 

4.  Второй год обучения (адаптация методов)

5. Музыкальный словарь

6. Список литературы

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Хоровое пение» направлен на вовлечение детей в хоровое музицирование, являющееся одной из самых доступных и продуктивных форм музыкальной деятельности, универсальным средством приобщения детей к творчеству, к сокровищам музыкальной культуры. 

Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.

Задача руководителя хорового класса – привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности. 

В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, т. к. именно в этом залог высоких художественных результатов хора. 

     Цель программы: воспитание и обучение квалифицированного любителя музыки, владеющего навыками ансамблевого пения как формы музицирования, дающей возможность творческой самореализации. 

Задачи: 

- формирование певческих навыков (интонационных, дикционных, дыхательных) и дальнейшее их развитие;

- развитие музыкальных способностей ребенка (ладового€ ритмического чувства, чувства формы);

- воспитание творческой активности и эмоциональной отзывчивости на исполняемую  музыку;

- приобретение определенного сценического опыта путем участия в концертах, творческих встречах, фестивалях.

В результате обучения учащийся должен: овладеть навыками чистого выразительного пения, чувством ансамбля, строя, метроритма. Унисонного и двухголосного пения; освоить  определенный объем теоретических знаний. 

 

2. Методические рекомендации

В работе используются передовые методики обучения. Некоторые разделы фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова, дыхательные гимнастики А. Стрельниковой, Э. Чарели. В разделе работы над гармоническим слухом включены упражнения гармонического комплекса А. Яковлева, М. И. Глинки. Расширен объем знаний по вокально-хоровой теории ( резонаторы, вибрато, тембр, редуцирование, певческая форманта, виды и типы голосов).  

В процессе обучения преподаватель  следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и др.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Преподаватель должен следовать принципу постепенного возрастания трудностей – мелодических, метроритмических.   

Работа над репертуаром. На хоровые занятия ложится особая ответственность в развитии художественного вкуса учащихся, пробуждении их творческих способностей, в воспитании у детей дисциплины, сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями. Огромное значение в этом плане принадлежит репертуару хорового класса. 

Отбирая репертуар, преподаватель  должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров 

Огромное влияние не развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей. 

3. Содержание учебной программы « Хоровое пение»

1. Певческая установка и дыхание

Правила поведения на хоре.

Правила культуры поведения.

Правила гигиены и охраны голоса. 

Посадка певца – положение  корпуса, головы.

Навыки пения сидя и стоя.

Плечи при пении не поднимать.  

Понятие - артикуляционный аппарат.

Артикуляционный массаж и гимнастика (наработка  активности лицевых мышц)  

Доречевые голосовые сигналы. 

Дыхание и его роль в пении.

Знакомство с дыхательным аппаратом (трахея, бронхи, лёгкие). 

Понятия - дыхательный центр, «опора дыхания».

Дыхательный комплекс упражнений: (игровые моменты: « свечи», «насос», «собачка - пыхтелка», «кошка-злючка»), 

Дыхательная гимнастика  по методике А. Стрельниковой

Общехоровое дыхание, одновременное взятие дыхания перед началом пения.

Знакомство с навыками цепного дыхания  (пение выдержанного звука в конце произведения).

Понятие -  резонаторы звука (грудные и головные)

 

2.  Звуковедение и дикция

Фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова 

Выработка естественного  свободного звука без крика и напряжения (без форсировки)

Высота звука, направление мелодии (вверх, вниз, на одном звуке).

Понятие -  вибрато.

Понятие – « зевок», «купол».

Дикция как основа хорового искусства

Развитие дикционных навыков (чёткое, активное произношение согласных и гласных звуков) 

Работа над скороговорками. 

Работа над звуком «Р».

Взаимоотношение гласных и согласных звуков, отнесение согласных звуков внутри слова к последующему слогу.

Твёрдое замыкание согласных звуков в окончании слов

Знакомство с регистрами голоса:  штро-бас, грудной, головной (фальцет), свистковый

(флейтовый )

Понятия -  глиссандо, регистровый порог.

Освоение перехода звука из грудного регистра в головной  (фальцетный).

Работа над фальцетным звучанием.

Способы звуковедения: легато,  стаккато.

Мягкая атака как основной способ взятия и пения звуков. 

Способы формирования гласных звуков 

Округление гласных (редуцирование)

 

3.  Ансамбль и строй.

Выработка активного унисона (чистое, выразительное интонирование диатонических ступеней лада).

Выработка высокой певческой позиции.

Устойчивое интонирование одноголосного пения при несложном сопровождении.

Умение петь вслух и про себя (внутренний слух).

Понятие -  чистый и фальшивый унисон.

Понятие -  ансамбль (вместе).

Речевые и несложные  мелодические каноны.

Упражнение М. И. Глинки «Как хорошо» (в мажоре и миноре, легато).

 

4.  Исполнительские навыки.

Знакомство с песней: разговор о характере музыки, анализ словесного текста и его содержания.

Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста (внимание, дыхание, начало, снятие).

Одновременный вдох по руке дирижёра в характере произведения и чёткое окончание пения (коротко, вместе). 

Эмоциональный настрой на начало произведения.

Выразительное исполнение произведений, выработка навыка «включать и выключать лицо»  

Различные виды динамики (форте, пиано).

Различные темпы (быстро, медленно) 

Пауза как средство выразительности в произведениях

 

4. Второй год обучения. Адаптация методов обучения.

 Первый год обучения показал необходимость адаптировать методику, основываясь на следующих данностях:

 - отсутствие музыкального опыта у детей,

 - неопределенность  в отношении степени обучаемости воспитанников Студии,

 - ограниченное количество учебных часов, отведенных для музыкального развития.

Время показало, что студийцы успешно усваивают предложенный объем знаний. Стало понятно, что назрела необходимость общения педагогов с учащимися на профессиональном музыкальном языке.

Во-первых, дальнейшее развитие интонационного и гармонического слуха у детей, занимающихся хоровым пением, было бы неполноценным без изучения сольфеджио. В основную программу в ходе занятий были внесены следующие дополнения:

 - пение каноном,

 - слушание и пение двухголосия, 

 - исполнение а капелла.

Во-вторых, большое внимание стало уделяться ритмическим упражнениям.  Активно использовались звучащие жесты – хлопки, щелчки (своеобразная подготовительная фаза к возможной инструментальной игре).

В-третьих, понадобилось изучение основ теории музыки (понятий «гамма», «тональность», «лад», «трезвучие», «опевание», «знаки альтерации», «секвенция», «интервалы»). Освоение теории в условиях студии оказалось возможно только при помощи одного наглядного пособия – напечатанной на бумаге клавиатуры. Количество в группе учащихся (10-12 человек) не предполагает индивидуальное «общение» студийца с инструментом (в частности, с фортепиано). К сожалению, это заметно тормозит учебный процесс. Вместе с тем у детей наблюдается повышенный и устойчивый интерес к инструментальному исполнительству. Студийцы просят родных приобрести синтезаторы, чтобы заниматься в домашних условиях. В переменах между уроками учащиеся борются за право попробовать свои силы в игре на фортепиано.

Поставленные перед детьми задачи были в очередной раз  усложнены: дети не только пропевали некоторые простые мелодии («Песенка про интервалы», «Однажды вечером», опевание, трезвучия,  упражнение «Елочка»), но и исполняли их на фортепиано. Потребовались даже контрольные уроки, чтобы подчеркнуть значимость первых исполнительских опытов (оценки в журнале).

Очень важно, чтобы интерес  детей к исполнительству со временем не угас. Руководствуясь этим стремлением, а также желанием предоставить каждому ребенку возможность самовыразиться, педагоги познакомили студийцев с шумовыми музыкальными инструментами. Опыт работы оказался положительным – дети испытывают радость, проявляют инициативу, с легкостью усваивают музыкальную грамоту при помощи простейших инструментов.

Мнение педагогов студии оказалось созвучно с точкой зрения многих специалистов. Игра на музыкальных инструментах представляет собой «действенное психокоррекционное средство, направленное на стабилизацию эмоционального состояния, нормализацию биоритма, мелкой моторики, коммуникативных способностей». Коллективное музицирование помогает ребенку преодолеть в себе комплексы, неуверенность, приобрести социальный опыт, реализовать свои творческие возможности. У учащегося развивается нравственный и художественный потенциал, художественный вкус.

 

5. Музыкальный словарь

Артикуляция

Ансамбль

Вибрато 

Внутренний слух

Высокая певческая позиция

Глиссандо

Дикция

Дыхательный аппарат

Динамика

Зевок

Мягкая атака

Общехоровое дыхание

Регистры голоса: штро-бас, грудной, головной (фальцет), свистковый (флейтовый)

Регистровый порог

Речевой и мелодический канон 

Резонаторы (грудной, головной) 

Редуцирование гласных 

Унисон (чистый, фальшивый)

Цепное дыхание

Штрихи; легато, стаккато.

 

 

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. / Отв. ред. Л.П. Маслова, Новосибирский областной институт усовершенствования учителей. – Новосибирск.: Наука. Сиб.отд., 1991г.

2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. / Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов/. В.В. Емельянов. – СПб.: Лань, 2000г.

3. Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1.-  М., 1986г. 

4. Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2. – М., 1987г. 

5. Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988г. 

6. Работа с детским хором. Сборник статей. Под редакцией В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981г.

7. Работа с хором. Методика, опыт. / Сборник статей. Сост. и общ. ред. Б.Г. Тевлина / - М.: Профиздат, 1972г.

8. Хоровое искусство. Сборник статей. Редколлегия: О.П. Козловский и др. Вып.3. – Л.: Музыка, 1977г.

9. Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Свердловск.: Изд-во Уральского университета, 1991г.

10. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре – Челябинск 2002 г.